С темой постапокалипсиса у российских геймеров сложились какие-то удивительно теплые отношения. Непонятно, что стало катализатором к такому вниманию: то ли несколько десятков лет, проведенные в атмосфере "холодной войны" и под угрозой массированного удара, то ли еще что-то, но проекты, раскрывающие жизнь человечества после ядерной войны, падения метеорита или какого-нибудь всеобщего Армагеддона пользуются неизменной популярностью. О культовом статусе серии Fallout можно и вовсе не говорить. В свете такой ситуации "Метро 2033" от киевской студии 4A Games имеет серьезные шансы на всеобщее обожание.
Мы новый мир построим
Неудивительно, если само название «Метро 2033» покажется вам знакомым. Да, игра от 4A Games основывается на одноименном романе Дмитрия Глуховского. Писатель, увлеченный одновременно и метро, и той самой идеей постапокалипсиса, соединил в произведении обе темы. Правда, большая часть внимания к книге была привлечена все же не самим сюжетом, а формой подачи материала. Глуховской творил вместе со своими читателями, то есть главы выкладывались в интернет, а затем дорабатывались с учетом полученных мнений и замечаний. В итоге вышла самая настоящая антиутопия, перенесенная на карту московского метрополитена.
В свою очередь, «игровой» вариант "Метро 2033" – это очень достоверный перенос на наши с вами мониторы всего, что было в книге. Поэтому перед погружением в постапокалиптический мир не лишним будет ознакомиться с первоисточником. Для самых ленивых предлагаем краткий "вводный курс". Как и положено по законам жанра, человечество в очередной раз оказалось на грани вымирания и опять по собственной вине. На Земле случился непонятный катаклизм. Книга, а значит, и игра, не дают четкого ответа, что все-таки произошло. Просто в один день цивилизация как таковая перестала существовать: люди на поверхности умирали как мухи от радиационных излучений, города опустели, и только под землей теплилась жизнь. Новым убежищем стало метро. Тот самый привычный и, казалось бы, такой обыкновенный вид транспорта, которым мы пользуемся каждый день, превратился в дом для нескольких десятков тысяч людей. Действия разворачиваются в московском метрополитене, причем неизвестно, остались ли люди где-нибудь еще. Эфир наполнен радиомолчанием: ни Лондон, ни Париж, ни даже Санк-Петербург не отвечают.
Приходится обживаться на новом месте: на то он и человек, чтобы приспосабливаться ко всяческим изменениям. Спустя двадцать лет после катастрофы метро превратилось в настоящую подземную страну. Люди научились выращивать специальные грибы, обходящиеся без солнечных лучей, и даже разводить домашних животных – свиней, как самых неприхотливых. Драгоценную влагу получают с помощью очистительных фильтров. Самое главное – вода, воздух и еда - есть, на большее человечество в его нынешнем развитии не способно. Хотя, в общем-то, этого и не требуется, ведь заботливые предки оставили после себя богатое наследие. Топливо, механизмы, оружие, приборы – все можно получить на поверхности. Единственная проблема – многочисленные мутанты. Как оказалось, погибли далеко не все люди, часть из них превратилась в трудно идентифицируемых созданий, готовых разорвать любого в клочья. Благо, «солдаты удачи» будут существовать во все времена. Специально обученные и вооруженные до зубов люди, именуемые сталкерами, успешно снабжают метрополитен «остатками» цивилизации.
Но люди не были бы людьми, если бы в метро, даже под угрозой полного исчезновения человечества, не началась вражда. Станции – наиболее пригодные для жизни места – со временем превратились в независимые города. Создаются и разрушаются коалиции, заключаются союзы, а порой начинаются настоящие войны за выгодный маршрут или удобный выход на поверхность. Постепенно образуются группировки "по интересам", среди которых «Ганза» – объединение торговцев и «Красная линия» – настоящее коммунистическое государство. Не заставила людей образумиться и новая напасть – «черные». Мутанты, идеально приспособленные к ночному образу жизни, быстрые и опасные, способные воздействовать на психику людей, буквально повалили с севера в районе станции ВДНХ. Именно здесь мы знакомимся с главным героем. Артем – типичный представитель нового поколения, ни разу в жизни не видевший солнечный свет, но с детства обученный обращению с оружием и готовый отдать жизнь за родной дом. Впрочем, есть у него и свои тайны: именно Артем связан с нападением «черных», ему же уготовано стать очередным спасителем мира.
Подземные правила
Однако не рассчитывайте, что юноша окажется «суперменом». Хотя на его плечах лежит колоссальная ответственность, да и от его решений зависят судьбы всех подземных жителей, он – самый обыкновенный человек с заурядными способностями. Никакой суперсилы или приемов не предусмотрено, свой отпечаток на прохождение накладывает и высокий уровень реализма. Вместо того чтобы стрелять во все, что движется, придется внимательно обследовать каждый угол и по возможности избегать боестолкновений. Путь герою предстоит длинный – необходимо добраться до легендарного Полиса, конфедерации станций во главе с «Библиотекой им. Ленина». Легендарен он потому, что непохож на все остальные поселения: здесь есть телефонная связь, электрическое освещение и даже налажена система управления.
"Метро 2033" по своей концепции чем-то похожа на S.T.A.L.K.E.R., да и сама команда разработчиков состоит из бывших сотрудников GSC. Здесь есть сюжетный стержень и различные ответвления в виде побочных заданий. Совершенно точно известно, что последних будет немного: пристально изучить все станции, заняться торговлей или же долго игнорировать главную историю не получится. Предполагаются и две различные концовки – «хорошая» и «плохая». На то, каким же окажется финал путешествия Артема, влияет каждое его действие. Правда, никто не заставляет бросаться из крайности в крайность от добрячка к вселенскому злу, можно выбрать промежуточный вариант и извлечь из дела максимум прибыли или же помочь кому-то с корыстным умыслом. С финалом связан и еще один волнующий вопрос, а именно – какие же конкретно варианты мы увидим. На данном этапе у разработчиков заметно вполне логичное желание сделать мир максимально похожим на книжный, но вот в самом "Метро 2033" за авторством Глуховского концовка была отнюдь не «хэппи эндной» и оставляла много вопросов наряду с заделом для продолжения. Создателям придется изрядно потрудиться, чтобы сделать завершающий этап логичным и понятным.
Во всем остальном перенос «книжных» приключений Артема идет вполне успешно и плодотворно. Тут надо отметить еще один важный момент: литературный вариант "Метро 2033" словно специально создан для "игроизации". У работы Глуховского просто-таки классическое строение по меркам нынешних электронных развлечений. Имеется главный герой, основная цель, длинная дорога к ней, десятки новых знакомых, различные «побочные» задания и ключевые точки в виде станций-городов. Поэтому работать с таким материалом очень легко, воссоздать можно буквально все.
Между тем, атмосфера стоится именно из мелочей. Вот, скажем, внутриигровая валюта. В далеком постапокалиптическом 2033-м, а тем более, в метро, бумажные деньги не имеют ровно никакой ценности. Главным и непременным атрибутом любого жителя подземного города, вполне логично, стало огнестрельное оружие, в частности, автомат Калашникова. Поэтому в качестве меры для остальных вещей выступают самые обыкновенные патроны. Такая особенность серьезно влияет и на тип прохождения, и на выбор героя. Теперь стрелять куда попало – все равно, что выкидывать деньги на ветер. Лучше обходиться точечными ударами и тщательно экономить. С другой стороны, часто возникает следующая ситуация. Имеется несколько магазинов с боеприпасами, которых вполне хватит на покупку новой смертоносной "игрушки", но тогда ничего не останется для столкновения с врагом. Придется решать, что делать: предпочесть более точный или мощный автомат, но без достаточного количества патронов, или же использовать старый, ненадежный и часто заклинивающий «ствол», зато с внушительным количеством «рожков» за пазухой.
Впрочем, есть и еще один вариант: попробовать в деле что-нибудь из уникальных разработок. Как вам пневматическая винтовка, стреляющая свинцовыми шариками? В метро много свинца, и не надо тратиться на дорогие патроны. Но и тут есть свои нюансы. Во-первых, убойная сила такого "воздушного" оружия, по понятным причинам, ниже, нежели у огнестрельного. Во-вторых, в ходе перезарядки нужно не только вставить новый магазин, но и накачать специальный баллон. Времени уходит намного больше, а значит, и шанс быть съеденным возрастает в разы.
А голодных тварей в "Метро" предостаточно. Автор описал целый зоопарк, начиная от «обыкновенных» мутантов и заканчивая огромными птеродактилями, гнездящимися на куполах храма Христа Спасителя. Убить летающие громадины нереально, остается лишь прятаться. Побегать придется изрядно, ведь кроме темных тоннелей и обжитых станций Артему уготованы и вылазки на поверхность. Надземная Москва смотрится намного кошмарнее, нежели самые заброшенные части метро. Новыми формами жизни наполнен целый город, чего только стоят «библиотекари», любящие тишину и готовые разорвать любого на куски за неосторожный чих. При встрече с этими существами нужно обязательно смотреть им в глаза, иначе смерть неминуема.
Остаться в живых
Враги очень больно кусаются, патронов всегда не хватает, поэтому ваша задача – не удариться в панику. Тем более что никакой «няньки» в виде удобного подсчета оставшихся патронов или карты нет и в помине. С легкой руки 4A Games остатки интерфейса были безжалостно выброшены. Все как в жизни: приготовьтесь на глазок оценивать оставшееся количество боеприпасов или рассчитывать по наручным часам, сколько еще можно бродить по московским улочкам. С учетом всех этих тонкостей бои становятся по-настоящему непредсказуемыми и запоминающимися.
У "Метро 2033" действительно очень много плюсов, но назвать проект игрой мечты язык пока не поворачивается: ситуация с графикой не так хороша, как хотелось бы. Разработчики используют движок собственной выделки - 4A Engine (хотя местами он подозрительно напоминает пламенный мотор S.T.A.L.K.E.R.), и на бумаге он поддерживает все современные технологии и эффекты, вроде адаптации к освещению или «мягких» теней. Но вот на практике, то есть на представленных скриншотах, выглядит все довольно посредственно: «размазанные» или квадратные объекты, неубедительные модели, аляповатое пламя.
Автор: Антон Костюкевич