Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
777

Геймер Yaha 27

90

«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.

«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.
Stronghold (2001) - «Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.

На протяжении жизни мне не раз встречались вещи, о которых хотелось говорить, которые не хотелось забывать. А если учесть, что это жизнь заядлого геймера, то вещи - это игры, врезавшиеся в память на долгий срок. Действительно, столько уже промелькнуло перед глазами проектов плохих и хороших, одноразовых пустышек и бессмертных хитов. Но особую роль в своем «послужном» списке я отвожу играм, к которым иногда просто хочется вернуться. Вернуться хотя бы на 5-10 часов игрового времени и испытать неописуемое удовольствие. Речь в этой статье пойдет о самом первом Stronghold. Увидев его 9 лет назад, я не мог отвести глаз от такой живой стратегии, где проработаны все приятные мелочи, о которых в то время и не задумывались. Шикарное градостроительство с всевозможными башнями и стенами, рвами и собачьими клетями. Возможность создания боевых орудий и машин.

А как классно было просто наблюдать за своим городом, помните?
Вот крестьянин в коровнике занимается своими делами, а теперь он несет в абмар круглый шмат сыра…

А ему навстречу из далекого уголка карты спешат два добытчика нефти с наполненными кувшинами…

Неподалеку на мельницу три сорванца таскают пшено со склада и перемалывают в муку, а на склад его приносят пахари….

На северных воротах раскинулись яблоневые сады. То красиво цветут, то обильно плодоносят, иногда урожай погибает, если фермер зазевался…

По городу носится детвора, символизирующая очередной прирост населения…

Рабочий люд толпится у танцующего медведя…

На сторожевых башнях дремлют лучники, а под стенами солдаты копают ров…

И вот так можно было любоваться городом часы напролет, что-то исправляя и достраивая.

Stronghold стал для меня настоящим инструментом по строительству и благоустройству, который и по сей день мне люб и дорог.






Глава 1.

Феодальный строй. Или программа 6-го класса среднеобразовательной школы.

«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.
Stronghold (2001) - «Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.

Stronghold имеет массу вымышленных исторических фактов, которые едва ли можно отнести к настоящей истории средневековья. Но и правды в игре хватает. Действия происходят в средневековой Англии, во времена Нормандских завоеваний и их пережитков. Единого королевства и в помине быть не может, территорию делят жадные и хладнокровные лорды, оберегая каждый свой кусок земли. Стратегия управления своими феодальными графствами у каждого лорда своя, так же как манера строительства и ведение экономики.

Говорящие имена, знакомство с лордами.
Знакомство со Змеёй.

«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.
Stronghold (2001) - «Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.

Тут и объяснять нечего, хитрый и пронырливый лорд получил имя Змея за свой «нехитрый» ум. Его крепость зачастую отстроена так, что даже его собственные воины могут в ней застрять или заблудиться. Там где по идее должно быть продолжение стены, он копает ров. Затем ров может снова продолжиться стеной. Армия у Змеи всегда многочисленная, но легкая и бестолковая. Пара-тройка десятков копейщиков, которых он будет отправлять на осаду вашего города, как правило, падает даже не добегая ваших стен. Змея считается самым легким лордом в прохождении, но и он доставит вам хлопот, если вовремя не возвести оборону.

Знакомство со Свиньёй.

«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.
Stronghold (2001) - «Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.

Ещё один лорд с говорящим именем, чья тактика не отличается особой мудростью. Свинья, как правило, выстраивает маленькие отряды воинов с кожаной броней и сразу бросает их в бой. Надо отдать должное лорду, на первых этапах противостояния он доставляет множество хлопот. Подобраться к его территории будет затруднительно из-за арбалетчиков на башнях. В строительстве Свинья преуспел, поэтому для захвата крепости понадобится больше сил.

Знакомство с Крысой.

«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.
Stronghold (2001) - «Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.

Третье место по возрастанию сил по праву занимает лорд Крыса. Противный и гадкий, он предпочитает хорошенько подготовиться к атаке, собрав порядочное и крепкое войско. При этом он не будет забывать о постройке катапульт и других орудий дальнего боя. Победить Крысу возможно тем же оружием. Для этого необходимо стараться быть на шаг или два впереди.

Знакомство с Волком.

«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.
Stronghold (2001) - «Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.

Волк – это, пожалуй, самый мудрый лорд на английской земле, после вас, конечно же. Как он утверждает, он лично убил вашего отца и теперь с легкостью распрощается с вами. Крепость Волка на первый взгляд всегда кажется неприступной. Что бы захватить её, всегда необходимо иметь четкий план, огромное передовое войско и помощь инженеров. Город, где прячется Волк будет охраняться по последнему слову техники тех веков. Волчьи ловушки, бешеные псы, котлы с горящей нефтью и много других военных хитростей он применит для обороны. В атаке Волк использует тяжелую, но очень медленную пехоту. Чтобы отражать подобные атаки, необходимо иметь около сотни арбалетчиков на своих стенах, а значит, работа на производстве оружия должна быть идеально налажена.






Знакомство с собой.

Каким лордом станете вы, решать тоже вам. Возможности, предоставленные в Stronghold, дают свободу действий начинающему лорду. Свобода эта ограничена лишь одним важным показателем – «популярность».

Зависит она от целого ряда факторов и условий, которые необходимо контролировать и соблюдать:

Провизия.

Наладить добычу еды – это первоочередная задача, не даром первой постройкой всегда является амбар. От того сколько еды в амбаре и насколько разнообразен рацион, зависит благосклонность ваших подданных. Кормить крестьян одними яблоками тоже никто не запрещал, но популярность свою такой скудной кормежкой не поднять.

Продовольственные постройки:
Яблоневый сад (1 подданный)– сбор яблок

Коровник (1 подданный) – производство сыра

Пшеничное поле/мельница/пекарня (5 подданных) – производство хлеба

Охотничий домик (1 подданный) – добыча различного мяса

При наличии всех 4 продуктов в амбаре, лорд получит +10 популярности. А если еще и настроить выдачу полного пайка или двойного пайка, то крестьяне вам просто в ноги будут падать. Аналогично в трудный период, когда вы не в силах прокормить народ, можно регулировать выдачу еды по половине пайка или вообще крохи.

Расход еды прямопропорционален кол-ву жителей королевства, поэтому за приростом также необходимо следить.

«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.
Stronghold (2001) - «Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.

Добыча идет полным ходом, голодным не останется никто...

Духовное строительство.

Не менее важный фактор, который позволит вам увеличить свою репутацию – это строительство соборов и храмов. Оно потребует не малого количества денег, но эффект того стоит. Население города получит возможность устраивать свадьбы и просто молиться, отдавая вам дань уважения.

Духовные постройки:
Часовня (1 подданный) – проведение венчаний.

Аптека (1 подданный) – лечение воинов и подданных.

Церковь (1 подданный) – усиление веры.

Храм (1 подданный) – усиление веры.

Эль и его дурное влияние.

Ваша популярность будет верно расти, если вы устроите сюрприз любителям выпить вашего королевства. А таких, поверьте на слово, найдется уйма. Создание таверны, вокруг которой сразу появятся, пара тройка местных пьяниц имеет и минусы. Среди ваших подданных закрадется лень, и некоторые из них могут иногда закрывать глаза на работу ради стаканчика старого доброго эля.

Постройки:
Плантация Эля (1 подданный) – уход и сбор урожая.

Пивоварня (1 подданный) – создание бочек с элем и доставка на склад.

Таверна (1 подданный) – хозяин таверны.

«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.
Stronghold (2001) - «Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.

Кто сказал, что крепость должна быть каменной?

Благоустройство города.

Если вам понадобилось подогнать популярность за счет благоустройства города, не забывайте, что это стоит приличного кол-ва денег. Плюс к этому, аналогично истории с таверной, жителей потянет на романтику. Работать они начнут намного меньше, а больше гулять по паркам и прохлаждаться у фонтанов.

Построек для благоустройства масса, начиная с воодушевляющих флагов и знамен, заканчивая каруселями для ребятни и танцующим медведем на радость толпе.

Надо заметить, что есть и способ сделать так, чтобы ваши крестьяне наоборот работали в разы быстрее. Запугивая их ужасными постройками, такими как костер инквизиции, дыба, помойная яма; вывешивая на стены черепа и кости убитых воинов. Но в таком случае вас будут бояться, а популярность начнет падать. Поднимать её необходимо будет иными способами, перечисленными выше.

…И спи спокойно.

Последним условием популярности и непопулярности является регулировка налогов. Здесь все просто, платишь жалование своим подданным – они тебя боготворят и популярность вверх, дерешь с них в три шкуры налог – они тебя терпеть не могут и популярность вниз. Есть возможность установить планку на нуле, тогда налоговый фактор никоим образом на вашей популярности не отразится.






Главное, что необходимо понять, это важность положительной популярности. Вам как лорду постоянно придется сталкиваться со скачками своей репутации и молниеносно реагировать на её изменения, принимать важные решения. Запустив свою популярность, вы рискуете утратить ваших подданных, а когда некому работать, вы станете лакомой добычей любого врага.






Глава 2.
Война и ресурсы. Или как успевать все и сразу.

«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.
Stronghold (2001) - «Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.

В то время пока вы налаживаете добычу провизии и повышаете популярность, нельзя забывать о ресурсах и армии, ведь не 21 век на дворе, надо защищаться.

Наладить добычу ресурсов – это задача номер два. Тут важно понимать, какие цели мы преследуем. Если мы готовимся к затяжному строительству и созданию тяжелых доспехов, то необходимо бросить все силы на добычу железной руды и камня. Но в первую очередь надо позаботиться о создании лесопилок, так как дерево всегда в ходу и может закончиться в самый неподходящий момент.

«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.
Stronghold (2001) - «Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.

Поджигать нефть могут лучники, запуская горящие стрелы в землю...

Постройки добычи:
Каменоломня/стойло для вола (4 подданных) – добыча камня и его последующая транспортировка до склада.

Железный рудник (2 подданных) – добыча и доставка руды.

Лесопилка (1 подданный) – добыча и обработка древесины.

Болотная шахта (2 подданных) – добыча горючей нефти и доставка до склада

Когда добыча ресурсов налажена, они становятся неплохим капиталом, который можно за них выручить на рынке. По своему опыту могу сказать, что камень самый ходовой товар на продажу. В затяжных кампаниях и миссиях склад переполняется ресурсами, которые просто некуда девать. По такой причине работа на шахтах может просто встать, поэтому продавать ресурсы надо обязательно.

Если камень и дерево в основном идут на строительство, то железную руду применяют для создания брони и мощного оружия.

«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.
Stronghold (2001) - «Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.

Чтобы прорваться к Волку, необходимо разрушить не одну стену...

Постройки оружейных мастерских:
Мастерская луков и арбалетов (1 подданный) – необходима древесина.

Мастерская мечей и булав (1 подданный) – необходима железная руда.

Мастерская копей (1 подданный) – необходима древесина.

Мастерская железной брони (1 подданный) – необходима железная руда.

Мастерская кожаной брони (1 подданный) – необходима кожа, добывается в коровниках.

Оружейный склад – место хранения готового оружия и брони.

Важно отметить один примечательный момент. В Stronghold нет возможности прокачивать каким-либо образом военного юнита. Его сила полностью зависит от того, какое оружие и броня на нем одеты. Создать юнита можно только при наличии необходимой амуниции на оружейном складе.

Еще одна значимая деталь. Ограничений по созданию армии нет никаких. Собирать сотню пехоты или тысячное войско лучников, все в ваших руках. Хотя как показала практика, тактика в Stronghold как никак стоит на первом месте. Не всегда огромная армия и лобовое столкновение лучше, чем спланированная атака и выявление слабых мест противника.






Глава 3.
Сдуваем с диска пыль. Или что для вас Stronghold?

«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.
Stronghold (2001) - «Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.«Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.

Не знаю какая средняя продолжительность жизни коробки с диском, но мою коробку с Stronghold-ом уже точно можно отнести к долгожителям. Побывать она успела у всех моих друзей, даже в нескольких городах и на куче компьютерах. И вот она снова передо мной. И опять это непреодолимое желание отстроить огромный красивый город, завоевать соседние королевства и провозгласить себя великим лордом. Мне в правду приятно осознавать, что есть еще игры, которые могут легко толкнуть на написание вот такой статьи, которая пишется на одном дыхании. Stronghold без преувеличений уникальный проект.

Никакие минусы графики и отображения текстур не помешают играть в неё и наслаждаться. Или например для игры с друзьями по сети, надо приложить столько усилий, что в конце начинаешь ощущать себя системным инженером, ковыряясь в настройках TCP/IP. За то по «локалке» рубились всем домом ночи напролет. Stronghold заслуживает внимания даже спустя многие годы, и я уверен, вернусь к ней еще не раз.





Статью подготовил Yaha, специально для Gamer.ru

90
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

18 комментариев к ««Тёмные времена, да на светлую голову» - Ретро-рецензия.»

    Загружается
Чат