На протяжении жизни мне не раз встречались вещи, о которых хотелось говорить, которые не хотелось забывать. А если учесть, что это жизнь заядлого геймера, то вещи - это игры, врезавшиеся в память на долгий срок. Действительно, столько уже промелькнуло перед глазами проектов плохих и хороших, одноразовых пустышек и бессмертных хитов. Но особую роль в своем «послужном» списке я отвожу играм, к которым иногда просто хочется вернуться. Вернуться хотя бы на 5-10 часов игрового времени и испытать неописуемое удовольствие. Речь в этой статье пойдет о самом первом Stronghold. Увидев его 9 лет назад, я не мог отвести глаз от такой живой стратегии, где проработаны все приятные мелочи, о которых в то время и не задумывались. Шикарное градостроительство с всевозможными башнями и стенами, рвами и собачьими клетями. Возможность создания боевых орудий и машин.
Вот крестьянин в коровнике занимается своими делами, а теперь он несет в абмар круглый шмат сыра…
А ему навстречу из далекого уголка карты спешат два добытчика нефти с наполненными кувшинами… Неподалеку на мельницу три сорванца таскают пшено со склада и перемалывают в муку, а на склад его приносят пахари…. На северных воротах раскинулись яблоневые сады. То красиво цветут, то обильно плодоносят, иногда урожай погибает, если фермер зазевался… По городу носится детвора, символизирующая очередной прирост населения… Рабочий люд толпится у танцующего медведя… На сторожевых башнях дремлют лучники, а под стенами солдаты копают ров… |
И вот так можно было любоваться городом часы напролет, что-то исправляя и достраивая.
Stronghold стал для меня настоящим инструментом по строительству и благоустройству, который и по сей день мне люб и дорог.
Глава 1.
Феодальный строй. Или программа 6-го класса среднеобразовательной школы.
Stronghold имеет массу вымышленных исторических фактов, которые едва ли можно отнести к настоящей истории средневековья. Но и правды в игре хватает. Действия происходят в средневековой Англии, во времена Нормандских завоеваний и их пережитков. Единого королевства и в помине быть не может, территорию делят жадные и хладнокровные лорды, оберегая каждый свой кусок земли. Стратегия управления своими феодальными графствами у каждого лорда своя, так же как манера строительства и ведение экономики.
Говорящие имена, знакомство с лордами.
Знакомство с собой.
Каким лордом станете вы, решать тоже вам. Возможности, предоставленные в Stronghold, дают свободу действий начинающему лорду. Свобода эта ограничена лишь одним важным показателем – «популярность».
Зависит она от целого ряда факторов и условий, которые необходимо контролировать и соблюдать:
Провизия.
Наладить добычу еды – это первоочередная задача, не даром первой постройкой всегда является амбар. От того сколько еды в амбаре и насколько разнообразен рацион, зависит благосклонность ваших подданных. Кормить крестьян одними яблоками тоже никто не запрещал, но популярность свою такой скудной кормежкой не поднять.
Яблоневый сад (1 подданный)– сбор яблок
Коровник (1 подданный) – производство сыра Пшеничное поле/мельница/пекарня (5 подданных) – производство хлеба Охотничий домик (1 подданный) – добыча различного мяса |
Расход еды прямопропорционален кол-ву жителей королевства, поэтому за приростом также необходимо следить.
Духовное строительство.
Не менее важный фактор, который позволит вам увеличить свою репутацию – это строительство соборов и храмов. Оно потребует не малого количества денег, но эффект того стоит. Население города получит возможность устраивать свадьбы и просто молиться, отдавая вам дань уважения.
Часовня (1 подданный) – проведение венчаний.
Аптека (1 подданный) – лечение воинов и подданных. Церковь (1 подданный) – усиление веры. Храм (1 подданный) – усиление веры. |
Ваша популярность будет верно расти, если вы устроите сюрприз любителям выпить вашего королевства. А таких, поверьте на слово, найдется уйма. Создание таверны, вокруг которой сразу появятся, пара тройка местных пьяниц имеет и минусы. Среди ваших подданных закрадется лень, и некоторые из них могут иногда закрывать глаза на работу ради стаканчика старого доброго эля.
Плантация Эля (1 подданный) – уход и сбор урожая.
Пивоварня (1 подданный) – создание бочек с элем и доставка на склад. Таверна (1 подданный) – хозяин таверны. |
Благоустройство города.
Если вам понадобилось подогнать популярность за счет благоустройства города, не забывайте, что это стоит приличного кол-ва денег. Плюс к этому, аналогично истории с таверной, жителей потянет на романтику. Работать они начнут намного меньше, а больше гулять по паркам и прохлаждаться у фонтанов.
Построек для благоустройства масса, начиная с воодушевляющих флагов и знамен, заканчивая каруселями для ребятни и танцующим медведем на радость толпе.
Надо заметить, что есть и способ сделать так, чтобы ваши крестьяне наоборот работали в разы быстрее. Запугивая их ужасными постройками, такими как костер инквизиции, дыба, помойная яма; вывешивая на стены черепа и кости убитых воинов. Но в таком случае вас будут бояться, а популярность начнет падать. Поднимать её необходимо будет иными способами, перечисленными выше.
…И спи спокойно.
Последним условием популярности и непопулярности является регулировка налогов. Здесь все просто, платишь жалование своим подданным – они тебя боготворят и популярность вверх, дерешь с них в три шкуры налог – они тебя терпеть не могут и популярность вниз. Есть возможность установить планку на нуле, тогда налоговый фактор никоим образом на вашей популярности не отразится.
Главное, что необходимо понять, это важность положительной популярности. Вам как лорду постоянно придется сталкиваться со скачками своей репутации и молниеносно реагировать на её изменения, принимать важные решения. Запустив свою популярность, вы рискуете утратить ваших подданных, а когда некому работать, вы станете лакомой добычей любого врага.
Глава 2.
Война и ресурсы. Или как успевать все и сразу.В то время пока вы налаживаете добычу провизии и повышаете популярность, нельзя забывать о ресурсах и армии, ведь не 21 век на дворе, надо защищаться.
Наладить добычу ресурсов – это задача номер два. Тут важно понимать, какие цели мы преследуем. Если мы готовимся к затяжному строительству и созданию тяжелых доспехов, то необходимо бросить все силы на добычу железной руды и камня. Но в первую очередь надо позаботиться о создании лесопилок, так как дерево всегда в ходу и может закончиться в самый неподходящий момент.
Поджигать нефть могут лучники, запуская горящие стрелы в землю...
Каменоломня/стойло для вола (4 подданных) – добыча камня и его последующая транспортировка до склада.
Железный рудник (2 подданных) – добыча и доставка руды. Лесопилка (1 подданный) – добыча и обработка древесины. Болотная шахта (2 подданных) – добыча горючей нефти и доставка до склада |
Если камень и дерево в основном идут на строительство, то железную руду применяют для создания брони и мощного оружия.
Мастерская луков и арбалетов (1 подданный) – необходима древесина.
Мастерская мечей и булав (1 подданный) – необходима железная руда. Мастерская копей (1 подданный) – необходима древесина. Мастерская железной брони (1 подданный) – необходима железная руда. Мастерская кожаной брони (1 подданный) – необходима кожа, добывается в коровниках. Оружейный склад – место хранения готового оружия и брони. |
Еще одна значимая деталь. Ограничений по созданию армии нет никаких. Собирать сотню пехоты или тысячное войско лучников, все в ваших руках. Хотя как показала практика, тактика в Stronghold как никак стоит на первом месте. Не всегда огромная армия и лобовое столкновение лучше, чем спланированная атака и выявление слабых мест противника.
Глава 3.
Сдуваем с диска пыль. Или что для вас Stronghold?Не знаю какая средняя продолжительность жизни коробки с диском, но мою коробку с Stronghold-ом уже точно можно отнести к долгожителям. Побывать она успела у всех моих друзей, даже в нескольких городах и на куче компьютерах. И вот она снова передо мной. И опять это непреодолимое желание отстроить огромный красивый город, завоевать соседние королевства и провозгласить себя великим лордом. Мне в правду приятно осознавать, что есть еще игры, которые могут легко толкнуть на написание вот такой статьи, которая пишется на одном дыхании. Stronghold без преувеличений уникальный проект.
Никакие минусы графики и отображения текстур не помешают играть в неё и наслаждаться. Или например для игры с друзьями по сети, надо приложить столько усилий, что в конце начинаешь ощущать себя системным инженером, ковыряясь в настройках TCP/IP. За то по «локалке» рубились всем домом ночи напролет. Stronghold заслуживает внимания даже спустя многие годы, и я уверен, вернусь к ней еще не раз. |
Статью подготовил Yaha, специально для Gamer.ru